Милые бранятся или ссорятся

Греция издавна считается одним из самых старых и надежных партнеров России на Европейском континенте. Страны связывают тесные узы дружбы и плодотворного сотрудничества на протяжении вот уже двух столетий.

После событий 2014 года, когда США совместно с ЕС и некоторыми другими государствами приняли несколько пакетов антироссийских санкций, Греция как член союза, хоть и не была согласна с подобного рода решением, но всё же поддержала общую линию. Эвангелос Венизелос — в то время глава МИДа — подчеркнул, что «санкции, к сожалению, всегда являются обоюдоострыми, с последствиями не только для тех, кто страдает от них, но и для тех, кто их навязывает». Как показало время, он оказался прав. Приведем лишь некоторые неутешительные статистические данные.

В силу того что Греция до 2014 года поставляла в Россию преимущественно сельхозпродукцию, суммарный товарооборот между двумя странами, составлявший в 2013 году €7 млрд, упал до €3,7 млрд в 2017-м. В настоящее время Россия из Греции экспортирует по большей части меховые изделия, нефтяные масла, медные трубы, сырой табак и прочее. Греция закупает у России преимущественно нефть, газ и различные продукты нефтегазовой отрасли.

Отрицательные тенденции прослеживаются и в сфере туризма. С одной стороны, Греция продолжает быть привлекательным местом отдыха для россиян. С другой — и здесь наблюдается дальнейшая тенденция снижения: наши граждане за прошедшие пять лет предпочитали отдыхать на безвизовых и более дешевых курортах Турции или Туниса. Так, если в 2013 году Грецию посетили около 1,4 млн русских, то в 2017-м – всего 900 тыс.

Опять же до марта 2014-го Греция являлась единственным государством – членом НАТО, который на постоянной основе сотрудничал с Россией в сфере обороны и закупок военной техники. Например, сейчас на вооружении Греции находятся российские ЗРК С-300 ПМУ и «Оса-АКМ», БМП-3, военно-транспортные вертолеты Ми-17-1В и другие. Сразу после введения санкций сотрудничество в военной области было заморожено: Афины не могут приобретать у Москвы новые образцы техники и вооружения, закупать детали к уже имеющейся технике и так далее. Тем не менее, несмотря на существующие ограничения, самые различные представители оборонного ведомства Греции продолжают тесно и слаженно сотрудничать с российскими коллегами по таким актуальным проблемам, как международная безопасность, борьба с терроризмом и киберугрозами.

Однако дружба между Грецией и Россией была омрачена в последнее время весьма неприятным событием. Афины выслали двух российских дипломатов и еще двум запретили въезд. Принятые меры связаны с якобы «противоправными действиями против национальной безопасности» и «служат ответом на незаконные действия на греческой территории, которые представляют собой вмешательство во внутренние дела страны». Кроме того, среди обвинений в адрес российских дипломатов указываются попытки якобы сбора и распространения информации, а также подкуп государственных чиновников. Однако, по утверждениям греческих властей, предпринятые действия относятся только «к деятельности этих четырех людей» и не касаются «хороших греко-российских взаимоотношений». В ответ российский МИД вызвал посла Греции в Москве Андреаса Фриганаса и выразил «решительный протест» в связи с решением Афин, оставив за собой право зеркального ответа, что является обычной дипломатической практикой. Действия Греции были поддержаны только Госдепом США.

Демарш Афин был продемонстрирован в канун очередного саммита НАТО, проходившего в Брюсселе 11–12 июля, и встречи Владимира Путина и Дональда Трампа в Хельсинки 16 июля. Думается, что это несколько запоздалая реакция Греции на высылку российских дипломатов по так называемому делу Скрипалей: в марте 2018 года Афины отказались на волне массовой высылки представителей российского дипкорпуса делать то же самое в качестве жеста солидарности с Лондоном и Вашингтоном и их многочисленными евроатлантическими партнерами.

Кроме того, следует помнить, что 20 августа завершалась долгосрочная программа финансовой помощи Греции со стороны международных кредиторов (МВФ, ЕЦБ и Еврокомиссии) и Афинам необходимо было продемонстрировать политическую самостоятельность, поскольку ни одно решение не могло быть принято без одобрения Брюсселя. Однако на деле Греция, наоборот, продемонстрировала фактическую зависимость от своих партнеров.

В любом случае, несмотря на определенный негативный осадок от сложившейся ситуации и явно оказываемое на Грецию политическое давление со стороны партнеров по ЕС и НАТО, Афины и Москва продолжат развивать исторически сложившиеся и доподлинно партнерские взаимоотношения, и ближайшее время покажет, по какому сценарию — осторожно оптимистичному или пессимистичному — будут развиваться дальнейшие события в самой Греции и, как следствие, греко-российские двусторонние связи.

Автор — эксперт Института Европы РАН

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции