«Комета» с крыльями: как в Крыму решают транспортный вопрос

Удар в судовой колокол и полет по волнам со скоростью до 35 узлов (около 65 км/ч) — таким был первый рейс судна «Комета 120М». Катер курсирует между Севастополем и Ялтой и быстро стал в Крыму популярным — билеты раскуплены на неделю вперед. На полуострове продолжается реализация крупных инфраструктурных проектов в транспортной сфере. Бьет рекорды пассажиропоток в новом терминале симферопольского аэропорта, сотни тысяч человек уже проехали по автомобильной части Крымского моста. Последние новости со строительных площадок полуострова — в материале портала iz.ru.

В сопровождении дельфинов

Старт регулярному движению катеров между Ялтой и Севастополем дал премьер-министр России Дмитрий Медведев. «Достойная замена тем судам, которые у нас в Советском Союзе эксплуатировались, которые до сих пор ходят по рекам и по морям», — отметил глава правительства.

В первый день августа катер взял на борт пассажиров. «Я себя почувствовала как в самолете. От центра Ялты до Графской пристани Севастополя можно добраться за два часа, минуя все автовокзалы. Очень приятно, очень комфортно. Качка, правда, довольно сильная — тем, кто сидел на корме, стало плохо. Зато в море нас какое-то время сопровождали дельфины», — поделилась впечатлениями крымчанка Ольга Белова.

Судно вызвало ажиотаж у туристов и жителей полуострова. Билеты на «Комету» до 8 августа раскуплены почти полностью. Впрочем, погода уже внесла коррективы в расписание. Вечерние рейсы 1 августа были отменены из-за высоких волн в открытом море. Оператор судна сообщил, что для возврата денежных средств необходимо предоставить купленный билет, квитанцию об оплате и реквизиты для перечисления.

Скоростное морское пассажирское судно на подводных крыльях «Комета 120М» выполняет первый рейс по маршруту между Севастополем и Ялтой

Фото: РИА Новости/Алексей Мальгавко

Быстроходные катера рассчитаны на 120 пассажиров (бизнес-класс — 22 человека, экономкласс — 98 человек). Стоимость билета в экономклассе составляет 500 рублей за рейс, а в бизнес-классе — 900 рублей. Судно собрали на заводе в Рыбинске Ярославской области, в Севастополе на базе завода «Вымпел» оно было доработано.

Морское пассажирское сообщение в Черном море практически полностью было прервано, но сейчас планы амбициозные. Глобальная цель — связать города Крыма и соединить республику с соседним Краснодарским краем. В начале следующего года на воду будет спущено еще два катера. Один, скорее всего, пойдет по уже имеющемуся маршруту. Второй — от Севастополя к Евпатории или Феодосии. Кроме того, в 2019 году должны появиться маршруты Новороссийск–Ялта и Сочи–Севастополь.

«Крыть нечем, мост стоит»

Впрочем, катера вряд ли станут решающим фактором решения транспортных проблем. Гораздо большие объемы перевозок осуществляются по автодорожной части Крымского моста. Она была открыта в середине мая, за два с половиной месяца по ней проехали почти 1,5 млн машин. Наиболее интенсивное движение наблюдается в выходные дни. Наименее загруженные дни недели — среда и четверг.

Продолжается строительство железнодорожной части, готовность основных конструкций оценивается более чем в 80%. Готовы 293 железнодорожные опоры из необходимых 307, собрано 105 тыс. т из 160 тыс. т металлических пролетов. Предполагается, что движение поездов будет запущено в декабре 2019 года.

Укладка железнодорожных путей на Крымском мосту

Фото: most.life

Возведение моста вызвало немало споров. В ЕС ввели санкции против строителей. Масштабная дискуссия разгорелась на Украине. Там сначала твердили о невозможности реализации столь сложного проекта, потом пугали несчастными случаями на стройке.

В последние месяцы тон киевских чиновников поменялся. Министр инфраструктуры Владимир Омелян сообщил, что Украина потеряла в 2018 году как минимум полмиллиарда гривен (около 1,2 млрд рублей). «Это прямые потери из-за снижения параметров судов для перевалки в портах Мариуполя и Бердянска», — сказал он. Впрочем, граждане, видевшие конструкцию своими глазами, имеют другое мнение. «Действительно, крыть нечем, мост прекрасен, мост стоит», — отметила украинский адвокат Татьяна Монтян.

Крымская волна

В апреле в симферопольском аэропорту открылся новый терминал. За три с половиной месяца пассажирами стали более 1,1 млн человек. Аэровокзальный комплекс — самый большой на юге России, но поражают не только размеры, но и архитектура. Эффект огромной волны — целого цунами — создают криволинейные колонны фасада. Их ровно 136 штук и нет ни одной одинаковой. Высота здания тоже колеблется — от 25 до 35 м. Изюминкой здания стала открытая терраса на четвертом этаже, в хорошую погоду отсюда открывается живописный вид на гору Чатырдаг.

Здание терминала «Крымская волна» международного аэропорта Симферополь

Фото: РИА Новости/Александр Полегенько

Существуют также планы по развитию гражданской части аэропорта Бельбек в Севастополе. Сейчас он обслуживает самолеты Воздушно-космических сил (ВКС) РФ. Вице-премьер правительства РФ Дмитрий Козак сообщил, что гражданский сектор начнут развивать в 2019 году. «На первом этапе аэропорт будет функционировать только для приемов бизнес-джетов [административных самолетов]. Затем, если будет спрос и если будет подтверждена соответствующая финансовая модель, будем развивать дальше (для приема регулярных рейсов)», — подчеркнул он.

«Таврида» в четыре полосы

Еще одна крупнейшая стройка — трасса «Таврида», которая свяжет Крымский мост с Симферополем и Севастополем. Протяженность автодороги по территории республики составит 237,5 км, по Севастополю — 15,8 км. Строительство разбито на семь участков, шесть из которых находятся на территории Республики Крым, а седьмой — в Севастополе. Работа идет одновременно по всем этапам и разделена на две очереди: движение по двум полосам от Керчи до Симферополя (первый — четвертый этапы — 190 км) планируется запустить в конце 2018 года; движение по всей трассе по четырем полосам до Севастополя откроется в декабре 2020 года.

Рабочие на строительстве автомобильной дороги федерального значения «Таврида»

Фото: РИА Новости/Алексей Мальгавко

«На первой очереди строительства генеральный подрядчик выполнил укладку двух полос асфальтобетона общей протяженностью в 100 из 190 км. Готовность первой очереди составляет 65%. Общая готовность будущей скоростной четырехполосной трассы достигает 35%», — уточнил глава госкомитета дорожного хозяйства Крыма Сергей Карпов.

Прорабатывается также вопрос запуска новой железной дороги от Симферополя до Крымского моста. При существующей схеме движения поезда делают большой крюк. Железную дорогу могут построить в едином транспортном коридоре с «Тавридой». Стоимость первой очереди полотна, по предварительным данным, оценена в 35 млрд рублей. Власти хотят реализовать проект в рамках концессии, сейчас они ищут инвестора.