«Дорога даст тебе всё»

Ксюша, невысокая девушка в розовом свитере с белокурыми, почти белоснежными волосами, отводит глаза и упирается взглядом в стаканчик с кофе. «Я нервничаю из-за диктофона, — говорит Ксюша, — у меня очень маленькая зона комфорта — она в основном ограничивается моим диваном и ноутбуком». Ей 27 лет, в университете Ксюша изучала литературно-художественную критику и даже подумывала о работе в Третьяковке, потом попала в офис, а два года назад начала путешествовать автостопом. За это время она посетила больше 30 стран Европы, Средней и Юго-Восточной Азии.

К моменту выхода этого материала Ксюша Чеботкова уже отправилась в свое первое кругосветное путешествие, которое продлится около двух лет — в пути она будет вести посвященный кругосветке блог. Перед отъездом сайт попросил ее рассказать, как пересечь Памир и прожить в Европе на €100 в месяц человеку, не чуждому благ цивилизации, в какой стране проще поймать попутку и почему в путешествие лучше отправляться с малознакомыми людьми.

«У меня нет денег и есть свободное время — это шанс, которого я ждала»

С чего всё началось?

Весной 2016 года я работала в офисе и всё время думала о том, как бы изменить свою жизнь, как начать больше путешествовать — постоянно читала travel-блоги и мечтала, как буду ездить повсюду за три копейки. До этого я несколько раз ездила в Европу и на Балканы. Всё это было довольно цивилизованно, хотя с каждым разом градус приключений постепенно повышался.

Фото: из личного архива Ксении Чеботковой

А потом мой работодатель из-за финансовых проблем предложил части сотрудников выбор: уволиться или пойти в неоплачиваемый отпуск на всё лето. Я выбрала второй вариант, потому что решила, что это как раз тот пинок, который был мне нужен. Я подумала: «Опа, у меня нет денег и у меня есть три месяца свободного времени. Это тот самый шанс, которого я ждала».

Как ты выбрала маршрут для той первой поездки?

По факту, мне было всё равно куда ехать. Обычно люди ищут попутчиков в специальных группах в социальных сетях. Я просто сидела там, смотрела, кто мне понравится, и ориентировалась на них.

Потом я нашла первую попутчицу, посоветовалась с ней, почитала разные статьи, сходила в магазин и купила туристический коврик, спальник, рюкзак. Одежду тоже пришлось покупать новую, потому что в обычной жизни спортивную одежду я не носила. Из еды мы брали с собой только гречку и овсянку — всё остальное дает дорога. Если ты захочешь, если ты ей доверишься, то дорога даст тебе всё. Это правда.

Фото: из личного архива Ксении Чеботковой

В итоге тогда мы отправились в Среднюю Азию, дальше ездили по Сибири и закончилось мое лето в Монголии. Но в начале я не представляла, где окажусь. Всё было довольно непредсказуемо, у меня успели смениться несколько попутчиков. 

«Я ехала в багажнике вдоль афганской границы»

Что было самым трудным в пути?

У меня на первое же путешествие пришлись, пожалуй, два самых сложных отрезка — Памир и пустыня Гоби. Причем на Памир я попала почти в самом начале, мы туда отправились из Средней Азии.

Изначально пересечь Памир автостопом казалось довольно безумной идеей. Потом оказалось, что сама по себе идея не такая безумная, просто она была несвоевременной, потому что как раз когда мы приехали, Памир закрыли для большегрузов. А его почти все проезжают на фурах, там почти нет легковых машин. Только туристические, доверху забитые людьми. Так что с транспортом было сложно.

Фото: из личного архива Ксении Чеботковой

Свой путь к Памиру мы начали с поездки в багажнике вдоль афганской границы — там протекает небольшая речушка Пяндж и на другом ее берегу уже Афганистан. И вот недалеко оттуда мы поймали попутку. Вообще в Средней Азии не существует понятия «нет места в машине». Но в той машине действительно не было места и нас посадили в багажник. Это был такой большой багажник, в котором имелось даже маленькое оконце.

Мы сидели там буквально расплющенные, со своими рюкзаками, и смотрели на потрясающие горы. А вокруг нас было много всего — какие-то тюки, запаски, арбузы. Хорошо, что там хотя бы не было животных. Я ехала и думала, что вот еще три недели назад я работала в Москве в офисе, а сейчас еду в багажнике вдоль афганской границы.

И что было после?

Нас подобрал начальник КПП на таджикско-афганской границе и предложил переночевать прямо там. Мы согласились, и для нас освободили казарму, переселили оттуда всех солдат, так что одну ночь мы ночевали прямо на границе.

Фото: из личного архива Ксении Чеботковой

На Памире мы провели неделю, затем поехали в Ош, в Киргизию и немного поездили по Киргизии. А дальше отправились в Сибирь — сначала в Курган, потом в Омск, потом в Красноярск, чтобы поехать в Западные Саяны.  

«В пустыне Гоби я поняла, что впервые в жизни делаю то, что хочу»

Сколько у тебя ушло на то, чтобы привыкнуть к дороге?

Месяца два. Я только в Монголии осознала, что как-то незаметно привыкла к дороге и начала получать удовольствие. Раньше оно было скорее побочным: мне некомфортно, но виды вокруг красивые. Было очень сложно адаптироваться к неопределенности, когда ты не знаешь, как тебе удовлетворить бытовые ежедневные потребности, куда вообще ты сегодня доедешь. Но когда мы возвращались из пустыни Гоби, водители посоветовали нам заехать в одно ущелье. И вот пока мы там гуляли — ничего особенного и не происходило, — меня вдруг настигло ощущение, что я впервые в жизни делаю то, что хочу. Не когда-нибудь, когда я заработаю денег, похудею или еще что-то, а прямо сейчас.

Фото: из личного архива Ксении Чеботковой

Гоби ведь была вторым сложным отрезком маршрута?

Когда мы ехали в пустыню Гоби, мы достаточно быстро добрались до места под названием Зеленая Гоби — формально это уже пустыня, но по факту в этой части еще выжженные степи как в Казахстане. Там нет песков, барханов, дюн. И мы застряли в приграничной деревеньке на три дня. Нас никто не подбирал, была ужасная жара, мы просто плавились и в течение почти трех дней лежали в теньке под забором. В конце концов мы решили, что если до 10 утра мы никого не найдем, мы едем обратно. И буквально в 09:50, в самый последний момент, поймали машину. Это было потрясающе. Вечером в пустыне мы пошли встречать закат, забрались на дюну и потом скатились с нее кубарем. Это было очень круто.

Фото: из личного архива Ксении Чеботковой

Куда ты отправилась потом?

После Монголии я вернулась в Москву, уволилась и на месяц поехала в Европу: через Беларусь, Польшу, Словакию, Австрию и Италию. И почти сразу я поехала в Юго-Восточную Азию: Китай, Вьетнам, Малайзию, Камбоджу, Индию. Эта поездка длилась почти четыре месяца. 

«Никому из девушек не рекомендую ездить автостопом в одиночку»

Насколько часто бывает, что вообще никто из водителей не подбирает?

Нечасто. Чтобы застрять на три дня, как на Памире или в Гоби, это редкость, больше такого никогда не было. Бывает, что не можешь уехать два-три часа. И то это много, в моем понимании, долго — это если попутки приходится ждать больше получаса.

Что если человек остановился, готов подобрать, но ты на него смотришь и понимаешь, что нет — не поедешь?

Я всегда заглядываю внутрь, оцениваю ситуацию и если меня что-то настораживает, я сначала спрашиваю человека, куда он едет, а потом говорю, что мне не туда. Вообще-то я люблю путешествовать одна, но я считаю, что одной нельзя ехать автостопом — для девушки это небезопасно. К счастью, никаких серьезных проблем у меня никогда не было, но была пара неприятных случаев. Поэтому я никому из девушек не рекомендую ездить автостопом в одиночку.

Фото: из личного архива Ксении Чеботковой

Автостоп в разных странах отличается?

Да. У нас в стране очень хороший автостоп, но чем восточнее, тем хуже. Не знаю, как на Дальнем Востоке, но начиная с Восточной Сибири уже, прямо скажем, так себе, потому что там люди помнят 1990-е, когда был бандитизм на дорогах, и опасаются брать попутчиков.

В европейской части России, как правило, быстро останавливаются и хорошо подвозят, еще и помогают, чем могут. Вот в Средней Азии почти всё население таксует, поэтому им довольно сложно объяснить, что значит автостоп. Особенно в Узбекистане. Но в целом и там это возможно. А в Юго-Восточной Азии с этим просто замечательно. Очень гостеприимные люди, приглашали в гости, кормили нас, довозили до нужного места, показывали что-то по пути.

Фото: из личного архива Ксении Чеботковой

Кстати, в европейском путешествии мы развенчали миф об итальянском автостопе. Считается, что его не существует, что он чуть ли не запрещен, но по-моему, по европейским меркам он нормальный. В Европе везде автостоп не самый лучший. Там очень много автобанов, и из-за этого люди часто не могут остановиться, а ты не можешь найти хорошее место, чтобы проголосовать. Поэтому мы часто путешествовали от заправки к заправке, и просто подходили к людям и спрашивали, куда они едут. Психологически это сложнее, но и отказать тебе людям труднее.

Лайфхак для голодных

Какой у тебя бюджет на поездку?

И в Азии, и в Европе я обычно укладывалась в $100–150 в месяц. И то в Европе деньги шли в основном на музеи, кофе и открытки. Иногда получается даже зарабатывать в пути — в Азии мы распечатывали фотографии из наших путешествий и продавали за свободные пожертвования. А если вы готовы где-то задержаться, например, на месяц-два, то в Юго-Восточной Азии вообще с работой проблем не возникнет. Мне повезло, у меня есть доход от сдачи квартиры в одном из подмосковных городов — но надо понимать, что это всего $150 в месяц.

Фото: из личного архива Ксении Чеботковой

Где вы обычно ночуете?

В Азии, например, мы можем себе позволить хостел, а в Европе за €20 я уже не буду в нем останавливаться. В развитых странах на помощь приходит каучсерфинг, в менее развитых, например в Азии, всё время приглашают в гости — ты можешь идти по улице и тебя пять раз пригласят в гости.

Но здесь работают те же принципы безопасности, что и для автостопа — надо смотреть, к какому человеку ты собираешься идти на ночлег.  

В Европе нам несколько раз предлагали ночевку в монастырях, но мы так ни разу и не воспользовались, потому что всегда находили каучсерфинг, потому что везде находили каучсерфинг, даже в супертуристических городах типа Флоренции.

Фото: из личного архива Ксении Чеботковой

А как же еда, особенно в Европе?

Лайфхак — идешь по улице, ищешь любого человека, который выглядит как мигрант и просит на улице денежку. Подходишь к нему и спрашиваешь, где можно бесплатно поесть. Они очень отзывчивые, всегда помогают. Даже пару раз предлагали сами нас накормить, но мы отказывались. Этим, конечно, не стоит злоупотреблять, но если у тебя действительно нет денег, то можно воспользоваться. Мне было бы, наверное, стыдно, если бы я видела, что там стоит очередь из нищих, но в Европе в такие места приходит не очень много людей и все они прилично одеты.

«Когда живешь по принципу «Либо сдохнешь, либо сделаешь», границы твоей зоны комфорта расширяются»

Мысль о кругосветке тебя пугает?

Когда-то мне даже путешествие длиной в полгода казалось чем-то из области фантастики. Но чем больше я ездила, тем отчетливее понимала, что кругосветка реальнее, чем я думала. Когда ты живешь по принципу «Либо сдохнешь, либо сделаешь», границы твоей зоны комфорта расширяются с космической скоростью. Если ты знаешь, что или ты сейчас пойдешь постучишься в дом и попросишься переночевать, или будешь спать на улице при минус 10 градусах, как это было на Памире, ты идешь и делаешь.

Фото: из личного архива Ксении Чеботковой

Маршрут уже известен?

В первой его части. Сначала мы едем в Грузию, потом в Турцию, оттуда летим в Египет, а потом добираемся до Израиля, Палестины, Кипра и Греции. Потом путешествуем по Балканам и отправляемся в Италию. Потом у нас по плану Марокко, Бразилия и Южная Америка, где мы будем подаваться на визу в США.

Попутчиков я по-прежнему ищу в интернете, потому что с незнакомым человеком у вас больше запас субординации — мне кажется, с друзьями в критической ситуации мы бы поссорились значительно быстрее.

Фото: из личного архива Ксении Чеботковой

Сколько, ты думаешь, может продлиться кругосветка?

Сейчас я закладываю на нее два – два с половиной года. Единственное, о чем я жалею, это что я не занялась этим раньше. Потому что когда я вернусь, мне будет почти 30 лет и надо будет как-то этому соответствовать. Если бы я начала раньше, я бы заложила на это больше времени. Это здорово, когда у тебя есть такая степень свободы, что ты можешь где-то задержаться и освоить, например, новую профессию.

Ты можешь представить себе систему, при которой человек проводит в путешествии всю жизнь?

Да. Я видела семейную пару, которая уехала два года назад — и на тот момент они не были парой, просто попутчиками. В дороге они поженились, родили ребенка в Малайзии и продолжили путешествовать с младенцем. Они были преподавателями акробатической йоги и зарабатывали тем, что давали мастер-классы. Когда я с ними пересеклась, они двигались из Азии в сторону Европы и собирались перебираться в Южную Америку.